воскресенье, 6 октября 2019 г.

Колёса Страны Советов - престижные литые диски в СССР


Колёса Страны Советов: престижные литые диски в СССР

10 Октября 2015 20 восемь тыщ восемьсот шестнадцать

Практически 100 годов назад на гоночных автомобилях Bugatti уже стояли литые дюралевые диски – прекрасные и лёгкие. А вот неизбалованный русский автомобилист и полста лет спустя фактически не знал, что такое неординарные элементы внешнего вида.

Колёса Страны Советов - престижные литые диски в СССР
Вот поэтому все серийные русские машины наслаждались обыкновенными штампованными колёсами, которые (в наилучшем случае!) были бы прикрыты блестящими или пластмассовыми колпаками.

Кустари и импорт

Вобщем, на малоизвестных в то время макетах грядущего ВАЗ-2107 ясно просматриваются колёса, отлитые из дюралевого сплава. Такое «литье» можно было узреть на маленьком количестве спорткаров ВАЗ, к которым имела отношение ЛСГА – лаборатория спортивно-гоночных автомобилей транспортного управления ВАЗа.

Но автогонщиков не устраивало фактически полное отсутствие в стране литых дисков. Некие «перебивались» продукцией зарубежных производителей – так, к примеру, сделал Стасис Брундза, установивший на свою известную «пятёрку» ВФТС колёса ATS Classic. Можно вспомнить и Lada Eva на впечатляющих дисках Ronal. Отдельные спортсмены-кольцевики (к примеру, москвич А. Планов) сами (!) отливали уникальные широкие колёса из магниевого сплава.

На фото: ВАЗ-2107 на "литье" из дюралевого сплава и Lada Eva на дисках Ronal Turbo

Маленькая серия

Но первыми «легкие» колеса примерили не «кузова», а спорткары Эстония и багги середины-конца 70-х годов.

Колёса Страны Советов - престижные литые диски в СССР
Достоинства таких дисков проф гонщикам были отлично известны, но далее экспериментального (читай – штучного) производства дело все-же не шло.

Пока, в конце концов, во 2-ой половине уже 80-х годов целый ряд металлургических и авиационных компаний не занялся созданием «товаров широкого потребления», в том числе колёс из лёгких сплавов.

Более узнаваемой моделью тех лет является «фреза» – диск, набросок которого вправду похож на зубы фрезы либо пилы. Такие колеса, выпускавшиеся Соликамским магниевым заводом, нередко можно было повстречать на боевых и тренировочных «восьмерках» 80-х-90-х годов прошедшего века. Этот дизайн дисков, кстати, похож и на опциональные колёса Centra для автомобилей VW.

НАМИ Апельсин-2 на дисках Centra

«Фреза» по характеристикам подходила для ВАЗов, но отличалась увеличенной шириной обода (5,5J). Не считая того, благодаря применению магниевого сплава диск был приблизительно на один кг (!) легче штатного колеса 2105.

На фото: ВАЗ-2105 на дисках ATS

Как и любые другие магниевые колёса, «фреза» была очень склонна к химической коррозии. С этим боролись методом нанесения особых составов еще на стадии производства колёс, но при повреждениях защитного покрытия диск начинал «идти хлопьями». Вобщем, для спорткаров основным качеством (кроме веса) была ударопрочность, а не долговечность при «обычной» эксплуатации.

Казанский магниевый завод (КМЗ) также создавал литые колёса из магния, которые в обиходе более известны как «казанки».

Колёса Страны Советов - престижные литые диски в СССР
Ажурный дизайн ступицы был призван сделать лучше остывание тормозов, но при всем этом по прочности «казанки» приметно превосходили любые обыденные диски, за что полюбились спортсменам-раллистам.

Более «гражданские» по предназначению колёса выпускал подмосковный Балашихинский литейно-механический завод (БЛМЗ). Вобщем, диски замудренного дизайна также были сделаны из дюралевого сплава с содержанием магния. Такие колёса можно было повстречать на ВАЗах конца 80-х годов, хотя для большинства русских автомобилистов легкосплавные колёса всё равно оставались «вещью в себе». Разве что ГАЗ уже на закате русской империи выпустил для Волги маленькую партию легкосплавных дисков с прекрасным рисунком «гнутых» спиц, по дизайну напоминавших колёса американских Lincoln.

На фото: ВАЗ-2105 на дисках ATS Classic

Были и украинские производители «литья»: в Мелитополе на заводе Автоцветлит для Таврий выпускались легкосплавные диски с усиленным ободом, а в самом Запорожье Моторсич на заказ изготавливал титановые (!) колёса. Очевидно, это были изделия не коммерческого, а спортивного предназначения – их использовали только «околозаводские» команды из Запорожья и Кременчуга. В свободной продаже в русские времена такие колеса не встречались.

Лихие 90-е

Только разрушение СССР подстегнул производителей заняться темой легкосплавных колёс серьезно.

Колёса Страны Советов - престижные литые диски в СССР
Это стало вероятным сначала благодаря так именуемой конверсии. На целом ряде компаний оборонного комплекса, производивших авиационные шасси и танковые катки, вдруг сообразили, что они могут переключиться на куда более ходовую (и коммерчески успешную) продукцию – кованые авто колеса. Сделать это им позволяли уникальные технологии, отточенные за счет многолетней работы на русский ВПК. При всем этом российская «ковка» выходила не только лишь лёгкой и крепкой, да и очень доступной в сопоставлении с заоблачными по стоимости зарубежными аналогами.

Первым известным производителем стал Всероссийский институт легких сплавов (ВИЛС), который стремительно наладил выпуск линейки дисков фактически для всех фаворитных русских автомобилей. Кованые диски ВИЛС выглядели достаточно робко, зато по эксплуатационным характеристикам были вне конкуренции.

На фото: Lada Riva 1600SLX Спорт 1986-1991 гг.

Невзирая на сложную экономическую ситуацию, в 1-ые постсоветские годы перепрофилировались еще несколько металлургических комбинатов Рф – Ступинский, Самарский, Белокалитвинский и Красноярский. Создание «ковки» просит специального оборудования, а конкретно массивного пресса, развивающего усилие от 10 000 тонн и выше.

Колёса Страны Советов - престижные литые диски в СССР
Потому заниматься выпуском таких колёс могли только некие предприятия отрасли.

Малость жалко, что в планово-административной экономике СССР «не нашлось места» для массового производства колес из легких сплавов, хотя и технологии, и оборудование компаний Страны Советов это позволяли.

Безусловно, помните о покрышках, которые имеется возможность заказать для зимнего сезона, и это быть может крепкие всесезонные колеса. Для весны предлагается купить шины в спб. Безусловно В том случае, когда вы возжелаете эксплуатировать покрышки на легковых автомобилях, то купить лучше покрышки номенклатуры "Спортивно Улитарного автомобиля" в магазине колес с лучшими ценами "Экспресс Шина". Главное, не забывайте про то, что надо купить зимние покрышки, которые разрешено наметить для лютых морозов, и это может быть будут качественные всесезонные шины. Для весны рекомендуем купить летние шины. Так же Раз вы захотите использовать колеса на грузовых авто, то купить без проблем колеса направления класса "внедорожников" в интернет магазине резины с лучшими ценами "Шип-Шип Шины".