воскресенье, 6 октября 2019 г.

Почему оленя на капоте Волги знают все, а о медведе не знает никто


Почему оленя на капоте Волги знают все, а о медведе не знает никто

22 Марта 2019

Если отступить от общеизвестных маскотов вроде летящей фигуры “Духа экстаза” на капоте Rolls-Royce либо кошки в прыжке, украшающей модели Ягуар, и попросить вспомнить, какие животные венчали капоты наших, русских машин, то большая часть вспомнит разве что известного газовского оленя. Но был в истории союзного автопромышленности еще как минимум один маскот, заслуживающий внимания — ведь и он сам, и машины, на которых он светился, были вещью совершенного другого масштаба.

Почему оленя на капоте Волги знают все, а о медведе не знает никто
Яазовский медведь — это полновесный килограмм металла, украшающий двенадцать тонн!

арубежные производители, руководствуясь сначала духом здоровой коммерции и делая упор на вкусы автовладельцев, чуть не с зари эры автомобилизма декорировали машины фигурками-логотипами, называемыми «маскотами» - от французского «mascotte», что означало амулет либо талисман. Людям нравится символизм - сотки самых различных фигурок животных, людей и различного рода реликвий венчали капоты бессчетных моделей сотен автобрендов Америки и Европы – об этом мы уже писали. В русском же автопроме, не балованном многообразием марок и моделей, схожее рассматривалось быстрее как чуждая оптимальному социалистическому хозяйству роскошь, потому узнаваемых маскотов у нас – раз-два и обчелся… Большинству людей известен только именитый газовский олень, но незаслуженно недооценен настолько же приличный и выразительный ЯАЗовский медведь!

По легенде, город Ярославль появился на месте битвы князя Ярослава Мудрейшего с медведем, которого на него натравили не ценящие перспектив сотворения вертикали власти вольнолюбивые местные мужчины. Князь зарубил медведя секирой, и до настоящего времени на гербе городка красуется бурый мишка, стоящий на задних лапах с секирой на плече, что, в общем-то, несколько удивительно. Как говорится, попал Дантес, а монумент почему-либо Пушкину…

Незадолго до революции одна тыща девятьсот семнадцать года Ярославль стал авто городом: в рамках программки сотворения автопрома в Русской империи тут силами правительского повеления и инвестиций промышленника Лебедева был основан завод, который, фактически, так и не заработал в силу узнаваемых следующих политических событий… Национализированное предприятие начало сколь-либо понятную деятельность только в одна тыща девятьсот 20 5 году – стартовал выпуск грузовиков-трехтонников, потом к ним присоединились более грузоподъемные модели, самосвалы, автобусы, гусеничные тягачи и другая техника.

Полыхающая Величавая Российская не мешала строить планы на будущее послепобедное восстановление страны – ей требовались томные грузовики с грузоподъемностью существенно выше 5 тонн.

Почему оленя на капоте Волги знают все, а о медведе не знает никто
Невзирая на разгар войны и выпуск военной продукции, Муниципальный комитет обороны востребовал от головного конструктора Ярославского завода Жору Кокина и головного инженера Виктора Осепчугова форсировать процесс подготовки бортового грузовика-семитонника в виде опытнейшей модели под рабочим заглавием Я-14.

Когда девятнадцать июня одна тыща девятьсот 40 5 года Муниципальному комитету обороны и его председателю Сталину в Кремле были продемонстрированы многообещающие эталоны новейшей русской техники, управляющий страны тормознул около ярославского грузовика, завлеченный большой сверкающей фигурой на его капоте. Начальник экспериментального цеха завода Виктор Самсонов, сопровождавший автомобиль, поведал вождю легенду о поединке Ярослава Мудрейшего с медведем – Сталин впечатлился и отдал распоряжение наркому автомобилестроения Степану Акопову ставить мишку и на серийные машины. Чему, нужно сказать, последний был совершенно не рад, ибо «новорожденный маскот» плохо вписывался в стратегию рационализации и массовости.

Дело в том, что «сталинский» медведь был совсем не похож на того, который потом встал на капоты грузовиков ЯАЗ! 1-ый медведь, выполненный слесарем-инструментальщиком завода Виктором Заказовым, очевидно был очень детализированным для настолько обычной и рациональной вещи, как эмблема грузовика – тем паче в сложное для страны время! 1-ый эталон маскота обладал фактурной шкуркой с имитацией меха, верно отлитыми коготками на лапах и иными мелочами. Вприбавок медведь имел специфичный вид и пропорции - сверхизбыточно огромную и наклоненную вниз голову с мало мультяшными очертаниями, придававшую фигуре неуклюжесть, также непонятное положение поднятой фронтальной лапы – ей медведь очевидно не пробовал указывать в светлое будущее, а как будто брезгливо и осторожно трогал какую-то дрянь…

К счастью за доводку вида конвейерного медведя взялся наш знаменитейший автомобилист, художник-конструктор, отец русского автодизайна и пользующийся популярностью писатель Юрий Аронович Долматовский, работавший в те годы в институте НАТИ. И задачка, стоявшая перед ним, была труднее, чем кажется, ибо медведь – сложная «заготовка» для русского авто знака.

Почему оленя на капоте Волги знают все, а о медведе не знает никто
Дело в том, что медведя просто можно связать с силой, уверенностью и брутальным напором, но такая концепция была бы хороша на Западе,  но оскаленный зверек на дыбах либо готовый к броску – да на мирной русской машине? “Хотят ли российские войны?”

Но если не сила и злость – тогда что? Не с бочонком меда же ваять… В конечном итоге медведь получил «полубегущую» позу, придававшую гармонической динамичности громоздкой фигуре владельца тайги. Пасть зверька осталась закрытой, и когти на лапах преднамеренно не выделены – благодаря этому ярославский мишка чувствуется хотя и дружелюбным, но сильным и точно знающим, куда он идет.

Гладкая поверхность шерсти без фактурного рельефа меха смотрится шкурой сытого и лоснящегося животного. А заодно это было проще в производстве, чем отливка скульптурки с маленькими деталями, хотя все равно доставляло заморочек заводскому управлению, принужденному выделять вещественные и рабочие ресурсы на «безделушку». Даже в «оптимизированном» виде медведю после отливки приходилось проходить стадию ручной доводки, после этого он отчаливал на электрополировку – процесс, при котором деталь опускалась в электролит с подключением электродов и пропусканием тока. Узкий слой металла растворялся, удаляя опасности и царапины.

Почему оленя на капоте Волги знают все, а о медведе не знает никто
На капот медведь монтировался через промежную подставку-панель, к которой он крепился 3-мя болтами с резьбой М6 – за три опорные лапы.

2-ух схожих медведей отыскать трудно – их создание, на самом деле, было ручным и малосерийным. Для него были характерны и «доработка напильником», и применение разных сплавов на базе алюминия – вес медведя хоть и держался в районе 1-го килограмма, но все таки повсевременно гулял туда-сюда, что несвойственно массовым серийным деталям.

Фигура была гордостью водителей грузовиков – ее холили и лелеяли, натирали полировальными пастами и стремились прихватить с собой, уходя на пенсию либо увольняясь, ставили на грузовики других марок, даже воровали иногда друг у друга с машин – что уж греха таить… Те, кто не мог раздобыть дефицитный девайс, пробовали (и иногда очень удачно!) сделать его без помощи других в кустарных критериях – по форме оригинала в глиняный кокиль делалась дюралевая отливка, которая потом шлифовалась и полировалась вручную…

Медведями оснащались все ярославские грузовики с первых послевоенных лет и до конца 50-х годов. Это модели ЯАЗ с индексами 214, 219, двести 20 один и 222. На военных ЯАЗ-214 фигура окрашивалась в цвет хаки. Медвежья символика присутствовала на заводе везде: когда торжественно отмечалось 40-летие предприятия, главный инженер первой автобазы Моссовета привез в подарок директору ЯАЗа живого медвежонка! Но после того, как в одна тыща девятьсот 50 6 году Совет министров СССР принял решение о переформатировании автозавода ЯАЗ в моторостроительный ЯМЗ, авто создание было передано в город Кременчуг, на Украину, где установка могучего зверька в качестве знака закончилась – история Кременчуга с медведями не связана…

Сколько было выпущено машин с медведем и медведей вообщем – непонятно.

Почему оленя на капоте Волги знают все, а о медведе не знает никто
Этой информацией не владеют даже штатные историки Ярославля и ЯМЗ.

Ну что сказать, помните про то, что надо купить колеса в спб, которые позволено предпочесть для ледяной весны, и это по возможности надежные зимние покрышки. Для весны советуем купить шины в спб. Вероятно ежели вы возжелаете эксплуатировать шины на джипах, то купить лучше шины артикула Sport Utility Vehicle в интернет магазине шин с лучшими ценами "Хорошие колеса". Ну что сказать, помните о шинах, которые позволительно купить для холодной поры, и это может быть будут надежные летние покрышки. Для весны предлагается купить шины в спб. Возможно Раз вы хотите использовать шины на кроссоверах, то купить возможно резину номенклатуры "Спортивно Улитарного автомобиля" в магазине резины с дешевыми ценами "Шип-Шип Шины".