воскресенье, 6 октября 2019 г.

Очень светлое будущее - супервездеход ЗИЛ-167Э


Очень светлое будущее: супервездеход ЗИЛ-167Э

9 Декабря 2014 восемьдесят восемь тыщ семьсот 70 6

Если раскрасить черно-белую фотографию этой машины, а вокруг расставить детали апокалиптического пейзажа, получится неплохой постер к голливудскому фантастическому кинофильму. Вот только модель эта совсем реальна и построена в СССР в дальнем одна тыща девятьсот шестьдесят два году.

Очень светлое будущее - супервездеход ЗИЛ-167Э

Ее замечательный силуэт, выдуманный в ту пору, когда даже само слово "дизайн" в СССР числилось практически бранным — это еще не всё. Вездеход ЗИЛ-167Э обладал воистину великанскими размерами (длина — девять 420 мм, ширина — три 130 мм и высота — три 060 мм), а в движение приводился парой 6-литровых 180-сильных бензиновых V8 модели ЗИЛ-375 с предпусковыми подогревателями. Оснащенная масса — двенадцать тонн. Грузоподъемность — 5 тонн. Колея — 2,5 метра. Дорожный просвет — 750-852 мм. Такая машина может без особенного труда переехать какой-либо современный "паркетник", при этом сидящие снутри вездехода четырнадцать пассажиров чуть увидят это.

Как вообщем вышел этот огромный лось на колесах? Для чего его сделали? После того как вы поняли, что ваш лифтованный Great Wall — не самый потрясный джип в мире, самое время побеседовать о том, что бездорожье — это не всегда немного раскисшая дачная колея. В Рф есть места, где бездорожье — это безграничная ледяная пустошь без всякого намека на следы цивилизации. Другими словами цивилизация, естественно, там есть, но ее следов на многие сотки км не находится. Зато есть километры льда, скалистые разломы и снег.

Очень светлое будущее - супервездеход ЗИЛ-167Э
Много снега. Конкретно для нужд обитателей Последнего Севера решено было выстроить такую машину.

Три увлекательных факта. Во-1-х, разработку вело то самое СКБ (особое конструкторское бюро) при заводе ЗИЛ, которым управлял Виталий Андреевич Грачёв и которое потом разработало 8-местный шнекоход, поисково-спасательный комплекс "Голубая птица" и еще много неплохого. Во-2-х, ведущим конструктором супервездехода ЗИЛ-167Э была дама — А. Д. Андреева. И в-3-х, задание на проектирование машины на ЗИЛ поступило не от какого-то высочайшего министерства, а от Столичного городского Совнархоза, другими словами местного органа хозяйственной администрации.

Задание поступило осенью одна тыща девятьсот шестьдесят один года, но взялись за проект не сходу — бюро было загружено срочными заказами и работой над семейством вездеходов ЗИЛ-135. Исключительно в октябре одна тыща девятьсот шестьдесят два года стартовали 1-ые работы, но к новенькому году был уже на сто процентов собран 1-ый эталон. Работали в режиме цейтнота, потому огромное количество девайсов перешло с серийных машин; по максимуму использовали уже переработанные в СКБ узлы и технологии. Чтоб выстроить супервездеход, сняли с испытаний один из грузовиков ЗИЛ-135Л, разобрали и взяли в долг у него кабину, движки, коробки и элементы ходовой части, дополнительно усилив раму поперечинами и раскосами. Меж мостами на раму установили несколько бензобаков от ЗИЛ-130 общей емкостью девятьсот л., что обеспечивало припас хода в 600 км.

Архитектура платформы была уже классической для машин СКБ — рама, установленный на нее легкий стеклопластиковый корпус и колесная схема 6х6 с равным расстоянием меж осями, у ЗИЛ-167Э оно приравнивалось три 150 мм.

Очень светлое будущее - супервездеход ЗИЛ-167Э
Поворотными были фронтальные и задние колеса, они имели независимую торсионную подвеску. Средний мост подвески не имел, а просто агрессивно крепился кронштейнами к раме. Рулевое производилось через гидрораспределитель, который управлял 2-мя гидроусилителями, действующими каждый на свою трапецию. Давление в шинах регулировалось с места водителя.

Но были и принципные новаторства. Современники Грачёва ведали, что тот увидел, как прогуливается по глубочайшему снегу длинноногий лось, и решил, что у большущего вездехода должны быть колеса, напоминающие ноги лося. Размерность подобрали из уже освоенных — на скрейпере с одноосным тягачом МАЗ-529Е ставили колеса размером 12,00-28. Посадочный поперечник в 20 восемь дюймов был точно тем, что необходимо, но само колесо, снятое с землеройной машины, для снежного вездехода выходило тяжеловатым. Тогда и появилась конструкция легкого стеклопластикового колесного диска, которая потом отыщет отражение и в других проектах СКБ. Не считая того, саму шину облегчили, уменьшив количество слоев корда.

Свою лепту в внешний вид вездехода вносили и колесные редукторы — в купе с большими колесами машина смотрелась реальным гигантом, напрягшим мышцы. Нижнюю часть обшили листовым алюминием, спрятав все агрегаты и раму под этим "полозом". А на кузов машины в первый раз нанесли изображение бегущего лося, ставшего потом эмблемой СКБ ЗИЛ.

Агрессивный внешний облик не означал тяжесть (всего двенадцать тонн оснащенной массы!), ведь 4-местную кабину и 14-местный пассажирский отсек сделали из стеклопластика.

Очень светлое будущее - супервездеход ЗИЛ-167Э
Оба отсека обогревались 2-мя отопителями, а кроме этого, в комплектацию стандарт машины заходила дровяная печь "буржуйка". Входная дверь в пассажирский салон была только одна, она находилась по правому борту сзади, а еще поближе к "корме" с обеих сторон были изготовлены массивные воздухопоглотители — силовые агрегаты были установлены сзади пассажирского отсека. Машину выкрасили оранжевым цветом, чтоб была отлично видна посреди снегов.

Два 180-сильных мотора ЗИЛ-375 соединялись с 2-мя гидромеханическими планетарными Коробка автомат, вращающий момент с каждого мотора передавался на собственный борт, а раздаточную коробку соединили с коробкой отбора мощности, которая приводила лебедку, развивавшую усилие в семь тонн. Вообщем говоря, лебедки на машинах СКБ ЗИЛ были редкостью — числилось, что машина должна быть способна вынуть себя сама, но для супервездехода, работающего на Последнем Севере, сделали исключение, ведь лебедка могла пригодиться не самому вездеходу, а кому-нибудь еще.

И следующая бурная жизнь машины это обосновала. Тот единственный экземпляр ЗИЛ-167Э, по документам проходивший как "макетный эталон", уже в январе одна тыща девятьсот шестьдесят два года, сходу после окончания сборки, выгнали на 1-ые тесты. Той же зимой в качестве обкатки погнали в Пермь, а летом испытывали по пескам и болотам на полигоне ЗИЛ в Чулково под Москвой. Проходимость машины зачаровывала: она была в состоянии преодолеть ямы более чем метровой глубины и взобраться на 30-процентный косогор.

Последующей зимой ЗИЛ-167Э смотался на Сердобский машиностроительный завод и привез в Москву несколько тонн технологической оснастки под выпуск грузовика ЗИЛ-130. А в одна тыща девятьсот шестьдесят 5 году машину направили на строительство газопровода Шаим — Тюмень, где с ее помощью растаскивали транспортные пробки на заваленных снегом трассах. Приблизительно в то время появилась байка, ходившая посреди зиловских инженеров: типо ЦРУ сфотографировало ЗИЛ-167Э со спутника, при этом за маленький просвет времени и в очень удаленных друг от друга местах, после этого доложило президенту США о том, что в СССР сделали партию циклопических оранжевых вездеходов и, может быть, готовят вторжение через Северный полюс...

Что значит буковка Э в заглавии модели? Если б супервездеход был сделан хотя бы 2-мя экземплярами, то по правилам СКБ ЗИЛ он числился бы серийным. Посреди вероятных заказчиков таковой техники значились и Минобороны, и газовики с нефтяниками, и геологи...

Очень светлое будущее - супервездеход ЗИЛ-167Э
Но та 1-ая собранная машина так и осталась с Э — экспериментальной и единственной, а в серию заместо колесного ЗИЛ-167 в одна тыща девятьсот шестьдесят четыре году пошел гусеничный БТ-Т. Сейчас классный воображение "колесный лось" обидно стоит в Муниципальном военно-техническом музее в Москве.

А ведь наверное инженеры, рисуя ладный силуэт супервездехода, желали, что в скором будущем 10-ки, сотки таких машин здорово облегчат жизнь людей за Полярным кругом. Как досадно бы это не звучало, будущее оказалось очень светлым и пропало не сбывшись, как теряются из вида предметы на ярчайшем солнце и белоснежном снегу.

Грустно? Пожалуй. Но эта машина задала направление многим будущим разработкам известной "грачёвской школы". А не считая того, как уже знают наши неизменные читатели, СКБ ЗИЛ после погибели Грачёва, развала СССР и фактической остановки ЗИЛа совсем не закончило существовать — оно было преобразовано в ОАО "Вездеход ГВА" (другими словами "Грачёв Виталий Андреевич" — в память об основоположнике бюро).

Безусловно, не забывайте про то, что надо купить шины в спб, которые позволено наметить для пасмурной погоды, и это должно быть новые всесезонные колеса. Для лета рекомендуем купить новые шины. Возможно Раз вы захотите использовать колеса на джипах, то купить шины в спб номенклатуры Sport Utility Vehicle в магазине шин с низкими ценами "Колесо". Безусловно, помните о покрышках, которые имеется возможность взять для ледяной весны, и это может быть будут качественные летние шины. Для лета рекомендуем купить колеса в спб. Вероятно Раз вы хотите эксплуатировать покрышки на легковых автомобилях, то купить лучше покрышки направления Sport Utility Vehicle в интернет магазине колес с лучшими ценами "Колесо".