воскресенье, 6 октября 2019 г.

Троллейбус ЯТБ-1 - 40 4-ый из 30 шестого


Троллейбус ЯТБ-1: 40 4-ый из 30 шестого

15 Января 2006

Портреты Сталина, дровяные сараи, строгие плакаты, развозные тележки, темные "эмки" проплывали за этими окнами. Кепки "утиный нос", котиковые шапочки, фуражки со звездами, домокрашеные платки, полинялые шапки входили в эти двери – ленинградские пассажиры пробовали новый вид транспорта…

Троллейбус ЯТБ-1 - 40 4-ый из 30 шестого

Само слово "троллейбус" – это транслитерация британского trolleybus, происходящего от trolley – контактный провод, роликовый токоприемник, и bus – автобус. Как вид транспорта троллейбус соединяет внутри себя плюсы трамвая и автобуса: для него не надо рельсовых путей, он экологичен, в эксплуатации прост и надежен. Современные троллейбусы в большинстве собственном имеют двухосное выполнение с двух- либо 3-х дверной сборкой кузова, или многоосное сочлененное. Основой силовой установки троллейбуса являются тяговые электродвигатели мощностью 70-120 кВт, питающиеся электроэнергией от контактной сети (550 В для Рф) через токосъемник на крыше. Для управления электродвигателями и скоростью движения машины служат контакторы, переключающие силовую цепь, которые приводятся в действие контроллером, связанным с педалью у водителя, аналогичной педали акселератора. Скорость, которую развивает современный троллейбус, составляет 70-75 км/ч и даже выше.

1-ый троллейбус был построен еще в одна тыща восемьсот восемьдесят два году в Германии и напоминал обыденную для тех пор повозку, только без лошадки, зато с "мачтами" – токосъемниками, цеплявшимися за провода. Конструкторы первых троллейбусов-прототипов интуитивно догадывались о перспективности такового транспорта, но не могли стопроцентно решить сложную задачку по обеспечению надежного контакта токосъемников с сетью – на булыжной мостовой и грунтовке штанги повсевременно соскакивали с проводов. Дело продвинул общий технический прогресс: возникновение гладких асфальтовых дорог, создание пневматических шин, улучшение конструкции подвесок – все это в сумме фактически решило задачку и троллейбусы пошли в тираж.

История российского троллейбусного транспорта начинается в одна тыща девятьсот 30 три году, когда в Москве была построена 1-ая линия.

Троллейбус ЯТБ-1 - 40 4-ый из 30 шестого
Она была длиной 7.5 км и проходила от Тверской заставы до стадиона "Динамо". Для работы на ней силами нескольких заводов были построены два экспериментальных троллейбуса, нареченных "ЛК" в честь тогдашнего 1-го секретаря Столичного комитета ВКП(б) Лазаря Кагановича, выступившего зачинателем строительства троллейбусной полосы. Правда, по ходу подготовки к открытию движения с одной из машин случилась большая трагедия, отчего на линию вышел и стал работать единственный троллейбус. В одиннадцать часов утра пятнадцать ноября одна тыща девятьсот 30 три года постоянное движение было открыто. 2-мя годами позднее, в 1935-м, троллейбусная линия заработала в Киеве, а еще спустя год движение троллейбусов началось в Ленинграде. И там это был ЯТБ-1, ставший первым троллейбусом городка – 1-ые четыре машины выехали на маршрут от Красноватой площади (на данный момент Александра Невского) до площади Труда.

В модельном ряду ЯТБ-1 – это 2-ой российский троллейбус, пришедший на замену ЛК. Выпускался он на Ярославском автозаводе, отчего и получил свое заглавие. По сопоставлению с современными машинами его устройство смотрится по-архаичному просто – только бы ехал, и все. Но для собственного времени ЯТБ-1 выступил как достаточно продвинутая машина, имеющая целый ряд прогрессивных новшеств.

Троллейбус ЯТБ-1 - 40 4-ый из 30 шестого
Можно именовать такие, как пневматическое оборудование для привода тормозов, автоматические двустворчатые двери, стеклоочистители, установка для накачки шин. Все это в улучшенном виде применяется и сейчас. Но вот кузов той машины на данный момент смотрится по-настоящему раритетно – схожих конструкций нет уже очень издавна. В его базе лежит склепанная из стандартных швеллеров рама, на которой строился на сто процентов древесный каркас, обшитый снаружи металлическими листами, а изнутри доской. В трудозатратах по постройке машины на кузов приходилась львиная толика – более чем три четверти из всего объема людского труда. Дерева не жалели и вместе со швеллерной рамой троллейбус оказывался достаточно томным – пустая машина весила в среднем девять тонн.

ЯТБ-1 завод создавал приблизительно год – с 1936-го по 1937-й. Всего до начала Величавой Российскей войны Ярославский автозавод выпустил больше девятьсот машин ЯТБ-1, ЯТБ-2, ЯТБ-4 и ЯТБ-4А, представлявших собой семейство моделей, объединенных общей базисной конструкцией и внешним обликом. В Ленинграде работало около 100 30 (по одним сведениям – 127, по другим – 133) троллейбусов ЯТБ.

Троллейбус ЯТБ-1 - 40 4-ый из 30 шестого
Правда, после войны многие машины подверглись реконструкции – в их ставили новые сидения, древесную крышу меняли на железную, дорабатывали тормозную систему и электрическое оборудование. Последние ЯТБ ушли с городских линий в одна тыща девятьсот 50 девять году.

До недавнешних пор числилось, что троллейбусов ЯТБ не сохранилось нигде. После списания некие машины оставались в парках – использовались как сараи и бытовки, но даже такую "недвижимость" всюду свирепо смело время. В 70-х несколько преобразованных в бытовки ЯТБ еще стояли в питерском Троллейбусном парке № 1, один из которых был отреставрирован для нужд Ленфильма. Машина снялась в таких фильмах, как "Рожденная революцией", "Блокада", "Записки мертвого человека". Последняя лента стала роковой – троллейбус сгорел при съемках. Так, казалось, был утерян последний экземпляр и история подписала ЯТБ собственный приговор.

Но вышло практически волшебство – в конце 90-х в одном из садоводств ст. Горьковское в Ленобласти был найден кузов с рамой, стоящий на дачном участке в качестве сарая.

Троллейбус ЯТБ-1 - 40 4-ый из 30 шестого
Силами питерских энтузиастов он был перевезен в город и за пару лет отреставрирован – конкретно этот троллейбус на наших фото.

При этом это не просто кузов на колесах, а стопроцентно работоспособная машина, готовая выйти на линию. Хотя работать ЯТБ-1, естественно, уже не пойдет: сейчас его назначение – экскурсии и съемки. А может, и на необычную корпоративную вечеринку закатится, чтобы в салоне – портреты шефа и Сталина.

Безусловно, не забывайте про то, что надо купить шины в спб, которые можно выбрать для лютых морозов, и это возможно будут отличные летние шины. Для лета предлагается купить летние колеса. Возможно если вы пожелаете использовать шины на легковых автомобилях, то купить легко колеса артикула Sport Utility Vehicle в интернет магазине резины с дешевыми ценами "Шины Питер". Безусловно, купить резину в спб, которую позволено облюбовать для пасмурной погоды, и это возможно будут новые летние шины. Для зимы советуем купить зимние покрышки. Безусловно если вы хотите эксплуатировать покрышки на кроссоверах, то купить возможно покрышки категории класса "внедорожников" в интернет магазине резины с дешевыми ценами "Север авто".