«Точка» лупит точно: русские плавающие тактические ракетные комплексы
14 Мая 2016 семнадцать тыщ 600 восемьдесят девять
Спецшасси БАЗ-5921 в экспозиции артиллерийского музея в Петербурге (фото создателя) Кроме стратегических, дальнобойных ракетных комплексов, также самоходных зенитных установок, в Русской армии состояли на вооружении машины с ракетами средней дальности для точечных атак по местности противника. Естественно, эти машины должны были уметь передвигаться по хоть какой поверхности: как по земле, так и по воде.
Русская эра
Сначала 1970-х годов скрытый Брянский автозавод приступил к серийному производству второго семейства трехосных корпусных шасси БАЗ-5921/5922, служивших для установки более массивного тактического ракетного комплекса «Точка» с завышенной точностью поражения целей.
Как и предшествующая зенитная система «Оса», он базировался на унифицированных вэдовых плавающих автомобилях-шасси с несущими корпусами, равноудаленными ведущими мостами и классической бортовой коробкой.Семейство БАЗ-5921/5922 (1971–1990 гг.)
Посреди 1960-х первыми эскизными разработками корпусных плавающих машин в секретном СКБ Брянского автозавода были спецшасси БАЗ-5921 и БАЗ-5922 для грядущего тактического ракетного комплекса «Точка», но особенная срочность обеспечения армии зенитной системой «Оса» отодвинула их на 2-ой план.
Пусковая установка ракетного комплекса «Точка» на параде (из архива Л. Суславичуса)
Продолжить эту работу позволило правительственное постановление одна тыща девятьсот шестьдесят восемь года о разработке «дивизионного ракетного комплекса высочайшей точности стрельбы» для поражения малоразмерных (точечных) целей, базирующегося на плавающих шасси высочайшей проходимости. Их макеты собрали в конце одна тыща девятьсот 70 один года, серийное создание началось в мае 1974-го.
Конструктивно новые авто были унифицированы с «легким» семейством 5937/5939 для комплекса «Оса», включая прежний 300-сильный дизель, дополненный 2-мя радиаторами, и бортовую коробку с восемнадцать карданами. Единственной настоящей новинкой стали более большие и емкие сварные корпуса коробчатого сечения с 3-мя отсеками: фронтальное отделение управления с входными лючками в крыше, центральный моторный отдел и кормовой для размещения специального оборудования. Для семейства «Точка» наибольшая скорость составляла шестьдесят км/ч, на плаву — восемь км/ч.
Плавающее 300-сильное шасси БАЗ-5921 для комплекса «Точка». Одна тыща девятьсот 70 6 год (фото создателя)
Спецшасси БАЗ-5921 в экспозиции артиллерийского музея в Петербурге (фото создателя)
Создание комплекса «Точка» с управляемыми ракетами было продиктовано исчерпанием способностей прежней системы «Луна-М».
В 1973–1974 годах он прошел тесты и в 1976-м был принят на вооружение. В одна тыща девятьсот восемьдесят девять году его сменил модернизированный вариант «Точка-У» с увеличенной дальностью стрельбы. Их сборкой занимался Ижевский электромеханический завод (ИЭМЗ), сейчас — Ижевский электромеханический завод «Купол». Эти системы поступали на вооружение ракетных дивизионов мотострелковых и танковых дивизий Русской армии, также в страны Варшавского контракта и ряд стран Азии и Африки.На параде пусковые установки тактического комплекса «Точка» (из архива создателя)
Комплекс «Точка» на шасси БАЗ-5921 в польской армии (из архива Л. Суславичуса)
«Точка-У» в боевом положении на 4 гидроопорах (из архива создателя)
На шасси БАЗ-5921 грузоподъемностью 6,3 т с экипажем из 4 человек монтировали оборудование пусковых установок 9П129 и 9П129М для комплексов «Точка» и «Точка-У» соответственно. Снаружи эти машины отличалась конусновидной фронтальной частью корпуса, маленькими лобовыми и узенькими треугольными боковыми окнами с пуленепробиваемыми стеклами.
Серийное шасси БАЗ-5921 для тактических систем «Точка». Одна тыща девятьсот 70 6 год (фото создателя)
Высочайший герметизированный корпус БАЗ-5921 с домкратами и водометами (фото создателя)
В кормовой части была смонтирована подъемная рампа с направляющими для пуска одной ракеты.
Для скрытности и неожиданности нанесения ракетного удара ее подъем в боевое положение осуществлялся всего за пятнадцать секунд до старта. В транспортном положении ракета располагалась горизонтально, а для сохранности груза и маскировки задний отсек сверху запирался 2-мя боковыми створками с дистанционным управлением.Модернизированная система «Точка-У» на плавающем шасси БАЗ-5921 (из архива БАЗ)
Машина 9П129М «Точка-У» в транспортном положении (фото Д. Гладкого, Минск)
«Точка-У» ворачивается с последнего русского военного парада. Одна тыща девятьсот девяносто год (фото создателя)
В обоих исполнениях комплекса «Точка» автомобиль БАЗ-5922 с полезной нагрузкой 6,8 т применялся для монтажа оборудования ТЗМ 9Т218 и 9Т218-1. Его оборудовали своим корпусом с укороченным отделением управления для экипажа из 2-ух человек, завышенной площадью остекления и увеличенным открытым кормовым отсеком с тентованным верхом. В нем на особых ложементах располагались две на сто процентов оснащенные и готовые к пуску ракеты. Их перегрузку производил гидрокран заднего расположения.
Шасси БАЗ-5922 для транспортно-заряжающих машин «Точка» (фото Л.
Гоголева, Киев)Размещение 2-ух ракет 9М79 в грузовом отсеке машины 9Т218 (из архива БАЗ)
В 1980-е годы для увеличения надежности и экономичности на 2-ух шасси смонтировали 260-сильные дизели КамАЗ-7403. После испытаний прототипов БАЗ-5921М и 5922М в горной и горячей пустынной местности оказалось, что в закрытых отсеках охлаждающая система серийных силовых агрегатов не совладевает со своими функциями и приводит к резвому перегреву движков. Во времена перестройки их модернизация не свершилась. Выпуск комплексов «Точка» заморозили в одна тыща девятьсот девяносто году.
Опытнейшее шасси БАЗ-5921М с 260-сильным дизелем КамАЗ. Одна тыща девятьсот восемьдесят год (из архива 20 один НИИЦ)
Современность
Потом на новых шасси БАЗ-5921 и БАЗ-5922, которые находились на базах хранения Министерства обороны РФ, также на списанных машинах, прошедших серьезный и восстановительный ремонт либо реконструкцию, продолжилась установка модернизированных систем вооружения, радиотехнических средств и других видов военной техники. В одна тыща девятьсот девяносто 5 году на их предполагалось создание командно-штабной машины, но далее эскизного проекта дело не пошло.
С две тыщи 5 года БАЗ предлагает реконструированный 300-сильный транспортер БАЗ-59223 с задним герметизированным откидным бортом для перевозки семь т воинских грузов, эвакуации 15–20 человек либо установки специального оборудования.
Многоцелевое 20-местное транспортное шасси БАЗ-59223 (из проспекта БАЗ)
Погрузка вездехода в кузов машины БАЗ-59223 с задним откидным бортом (из проспекта БАЗ)
В две тыщи семь году на вооружение была принята мобильная радиолокационная станция наземной, воздушной и надводной разведки «Кредо-1С» армейского звена. Она базируется на модернизированном шасси БАЗ-5921 с дополнительным комплектом локального бронирования, взрывобезопасным топливным баком, 2-мя домкратами и кондюком в отсеке управления.
На ней смонтировано 15-метровое подъемно-мачтовое устройство с радиолокационной станцией «Кредо-1» с зоной обзора до 40 км и комплекс оптико-электронной разведки.Что далее?
Уникальные плавающие тактические ракетные комплексы «Точка» с корпусными шасси, как и схожие с ними зенитные системы «Оса», остались высшими военно-техническими достижениями СССР, не имевшими зарубежных аналогов. До сего времени они состоят на вооружении Русской армии, но в конструктивном плане развития так и не получили.
Ну что сказать, не забывайте про то, что надо купить зимние покрышки, которые разрешено предпочесть для пасмурной погоды, и это быть может великолепные зимние покрышки. Для лета предлагается купить шины в спб. Так же когда вы хотите использовать покрышки на джипах, то купить лучше шины сегмента класса "внедорожников" в магазине колес с дешевыми ценами "Колесо". Так же помните про то, что надо купить колеса в спб, которые можно выбрать для зимнего сезона, и это быть может фирменные зимние покрышки. Для весны предлагается купить летнюю резину. Возможно ежели вы захотите использовать покрышки на джипах, то купить без проблем резину номенклатуры класса "внедорожников" в магазине резины с лучшими ценами "Шип-Шип Шины".