воскресенье, 6 октября 2019 г.

Запор, Утюг и Скотовоз - народные прозвища Запорожца, УАЗа и других


Запор, Утюг и Скотовоз: народные прозвища Запорожца, УАЗа и других

9 Мая 2017

Продолжаем изучить пласты народного нейминга автомобилей, окунаясь в реальную историю российского автопрома, заполненную любовью и ненавистью русского автовладельца. Кто таковой Сеня, просто ли толкать Утюг и стоит бояться Опьяненной лошадки?

прошедший раз мы побеседовали о народных прозвищах автомобилей ВАЗ, ГАЗ, АЗЛК и ИЖ, но этим, понятное дело, размах человеческой фантазии не ограничивался. Сейчас на очереди более достойные внимания российские марки, и начнём мы со наистарейшей из их – ЗИЛ.

В те годы, когда завод ещё носил имя Сталина и именовался ЗИС, он выпускал грузовики ЗИС-5 и автобусы на той же базе - ЗИС-8. Более знаменитый, ежели ГАЗ-АА, грузовик ЗИС носил прозвище, возникшее по тому же принципу, что и «Полуторка»: ЗИС-5, имевший грузоподъёмность в три тонны, звали просто «Трёхтонка». Но не считая того, ещё и почтительно именовали «Захар Иваныч» - по первым двум буковкам аббревиатуры.

На фото: ЗиС-5 '1933–41

Автобус ЗИС-8 при жизни особенных прозвищ не имел, и обзавёлся ими только после одна тыща девятьсот 70 девять года, когда на русские экраны вышел кинофильм «Место встречи поменять нельзя» - в картине его называли «Фердинанд» (за типо схожесть с германской «самоходкой»), а в реальной жизни время от времени стали именовать «Шарапов». Интересно, что никакого ЗИС-8 ни в кинофильме, ни в книжке братьев Вайнеров «Эра милосердия» нет: в уникальной повести был автобус Опель Blitz, а в киноленте – куда более поздний ЗИЛ-8 (не ЗИС!), построенный в единственном экземпляре.

Но фактически каждый грузовой ЗИС либо ЗИЛ, стоило ему начать сходить с сборочного потока, нарекался шофёрами каким-то особенным именованием. Авторитет ЗИС-5 был настолько велик, что показавшиеся потом ЗИС-151 и ЗИЛ-157 тоже нередко звали «Захар». Но были у их и собственные прозвища. ЗИС-151 удостоился имени «Утюг» - типо в силу того, что нередко застревал и его приходилось толкать. ЗИЛ-157 именовали «Колун»; если кто вдруг запамятовал либо не знал, колун – это таковой большой топор. Не считая того, тот же грузовик называли «Трумэн» (Гарри Трумэн – президент США в годы 2-ой мировой войны) и до сего времени в сибирской глуши именуют «Ступой» - за родственность с южноамериканским Studebaker US6.

ЗИЛ-164 и -166 за вытянутый силуэт, длиннющий «нос» и крышу кабины практически вровень с бортом кузова звали «Крокодилами». Была ещё и «Щука», такое прозвище получил трёхосный ЗИЛ-133 – понятное дело, за огромную длину шасси. Любопытно, что базисная модель, ЗИЛ-130, никакого соответствующего прозвища не имела, её звали просто «Зилок». Кто знает, может быть это очень обычное и распространённое прозвище когда-нибудь стало бы официальным, ведь именуется же «Газоном» новенькая модель грузовика ГАЗ, при этом совсем официально – пример такового необычного подхода к неймингу вспомнил наш читатель в комментах к первой части этого материала. Как досадно бы это не звучало, грузовым ЗИЛам подфартило меньше – их история оборвалась на «Бычке», которому его официальное имя так подходило… Ну а к представительским лимузинам ЗИЛ, сейчас тоже ставшим частью истории, народная молва, начиная с ЗИЛ-114, наклеила меткое прозвище «Членовоз».

История УАЗа началась со сборки ГАЗ-69, и потому на самостоятельную модель джипа из Ульяновска с неким «масштабированием» перешло и прозвище горьковского: УАЗ-469 нарекли «Козлом» - мягкость хода, равно как и у газовского «Козлика», не была его сильной стороной. Кличка оказалась настолько жизнестойкой, что до сего времени употребляется применительно к предку «четыреста шестьдесят девятого» - УАЗ Хантер, что, вобщем, совсем логично.

Версию УАЗ-469 для милиции в народе звали «Бобик», «Бомбик», «Бабон», «Коробок» и «Мусоровоз» либо же, задействуя украинские коннотации, «ЦеМентовоз». Время от времени можно услышать и вариант «Воронок», но он был еще почаще применим не к милицейскому УАЗу, а к куда более преждевременному ГАЗ-М-1 – эти машины с кузовом чёрного цвета использовали сотрудники НКВД.

На фото: ГАЗ М1 '1936–1943

Другой знаменитый ульяновский автомобиль, микроавтобус УАЗ-452, тоже имеет ряд прозвищ. Базисную версию за округленные формы кузова зовут «Буханка», «Батон» «Булочница» и «Горбушка», а версию для «Скорой помощи» - «Санитарка» и «Таблетка». Ну а в случае с самой современной сейчас моделью из Ульяновска, УАЗ Патриот, мы имеем пример того, что даже если официальное имя у автомобиля есть, его часто оказывается недостаточно – джип кличут «Патриком» и «Патрикеем».

На фото: УАЗ-452 '1966–85

Трудно избежать прозвища «Запор» (с ударением как на 1-ый, так и на 2-ой слог), если ты родился Запорожцем, и ни одна русская модель ЗАЗ его не избежала. Как и чуток наименее фаворитных, но тоже очень подходящих прозвищ «Жужик» и «Пырзик». Разных вариантов у этих имён всегда была масса, и кажется, они продолжают появляться до сего времени «Зазер», «Зайзер», «Зипер», «Зозуля», «Жужелица», «Упырок» - они все в приблизительно схожей степени точности воспроизводят звук именитых движков воздушного охлаждения… Но есть прозвища отдельных моделей ЗАЗ, намертво зафиксированных в скрижалях Вечности.

К таким, непременно, необходимо отнести «Горбатый» в отношении модели ЗАЗ-965. Кто бы мог знать, что на данный момент, спустя много лет, «девятьсот шестьдесят пятый» будет смотреться без малого как идеал стиля, а ведь тогда, в 1950-х, кроме не особо милого «Горбатый», к нему прилепилось ещё и «Консервная банка» - этот титул, как мы уже знаем, позже унаследует тольяттинский ВАЗ-2101.

На фото: ЗАЗ-965 Запорожец '1962–1965

Последующая модель из Запорожья, ЗАЗ-966 имела полукруглые выступающие прорези в задних крыльях – они были необходимы для забора воздуха, охлаждающего мотор – и поэтому получила прозвища «Ушастый» и «Чебурашка», и вприбавок ещё и «Мыльница» (по необычной драматичности это прозвище позднее также перебежало к вазовской модели – «десятке»). Точно также звали и следующие эволюции модели, ЗАЗ-968 и -968А. А вот у последней инкарнации «девятьсот шестьдесят шестого», ЗАЗ-968М «ушей» в задней части кузова не было, только прорези – оттого и пары выпуклых прозвищ он тоже лишился.

Зато на первом переднеприводнике из Запорожья, и, сразу, первом «не-запорожце», ЗАЗ-1102 Таврия, фантазия нашего величавого народа взыграла по новейшей. Опять-таки, ну ведь есть же у модели имя собственное, но нет, этого не много, что там какая-то «Таврия»… Навскидку вспоминается всего парочка прозвищ, зато каких: «Ставрида» и «Форд Тавриус». Не минула чаша народного обожания даже более поздний, уже очень постсоветский ZAZ Sens (до этого прошлый Daewoo Lanos, а позднее ставший ZAZ Chance): невзирая на совершенно недолгий период выпуска под этим именованием, это самое имя успели интерпретировать в… «Сеню»!

На фото: ЗАЗ-110206 Таврия '1990–98

Ну и в контексте ЗАЗа разумно будет упомянуть ещё и джип ЛуАЗ-969, построенный на запорожских агрегатах. У него было официальное заглавие «Волынь», но в народе она была «Волынкой», «Луноходом», «Луизой», «Мотоблоком», «Еврейским броневиком»... Вобщем, мы тщательно изучили историю ЛуАЗ-969 и его прозвищ в отдельном материале.

На фото: ЛуАЗ-969M '1979–88

КАМАЗы, автобусы, тракторы…

Ну и на сладкое мы решили упомянуть какие-то отдельные прозвища, принадлежащие различным маркам, видам транспорта и эрам русского автопрома. Обойтись без их в этом материале никак нельзя. Скажем, знали ли вы, что большой трактор К-700 носит прозвище «Кальмар»?

На фото: К-700

Либо КАМАЗ – прекрасный бренд с мировым именованием, но у нас в стране фактически все грузовики этой марки дальнобойщики нецеремонно кличут «Татарином» (в силу географии завода) и «Пьяной лошадью» (из-за эмблемы и соответствующей маневренности). Прозвище «Буханка» носит не только лишь УАЗ-452, да и современный автобус ПАЗ, и всем полностью плевать, что официально он именуется Vector.

На фото: КамАЗ-5410 '1976–78

И это закономерно, ведь давать прозвища публичному транспорту – забава даже более пользующаяся популярностью, ежели транспорту персональному. Ну вспомните, длиннющий, составленный из 2-ух частей городской Икарус-280 звали не по другому как «Гармошка», ну либо «Колбаса». Микроавтобус RAF-977 – «Рафик».

На фото: РАФ-977 '1958–76

Троллейбус полностью хоть какой марки звался (и продолжает зваться) «Рогатый», «Сохатый», «Сарай» и «Холодильник» - и здесь, пожалуй, разъяснять ничего не нужно. Последнее прозвище, кстати, носил и городской автобус ЛиАЗ – пожалуй, самый распространённый в русских городках.

Безусловно, помните о шинах, которые позволительно наметить для зимнего сезона, и это должно быть фирменные всесезонные колеса. Для осени советуем купить шины в спб. Безусловно когда вы возжелаете использовать шины на грузовых авто, то купить возможно резину сегмента "Спортивно Улитарного автомобиля" в магазине резины с низкими ценами "Питер Шина". Ну что сказать, купить резину в спб, которую позволено взять для холодной поры, и это возможно будут великолепные летние покрышки. Для весны рекомендуем купить колеса в спб. Возможно Разве что, вы захотите использовать покрышки на грузовых авто, то купить лучше покрышки артикула "Спортивно Улитарного автомобиля" в интернет магазине резины с дешевыми ценами "Зеленая шина".