воскресенье, 6 октября 2019 г.

Бора - не Фольксваген и не Maserati, а ВАЗ


«Бора»: не Фольксваген и не Maserati, а… ВАЗ!

29 Февраля 2016 девятнадцать тыщ 600 30 один

Бора – северный ветер, который появляется, когда поток прохладного воздуха встречает на своём пути препятствие. В мире существует несколько автомобилей с этим "ветреным" заглавием – к примеру, cедан от Фольксваген либо спортивный автомобиль от Maserati.

Бора - не Фольксваген и не Maserati, а ВАЗ
Но была еще одна Бора! Необыкновенный открытый автомобиль с колёсами Нивы в лихие девяностые был сотворен на Вуале по заказу компании "Бора ЛТД".

Самоход из подручных материалов

Вобщем, все началось еще раньше… Ведь вначале проект Боры был задуман еще в одна тыща девятьсот восемьдесят девять году как утилитарный автомобиль на базе восстановленных узлов и агрегатов Жигулей. Предполагалось, что на таковой "телеге" будут ездить работники коммунального хозяйства и труженики агропрома, другими словами "веселительная" составляющая техническим проектом не предусматривалась, а потом стала "побочным эффектом" проекта.

Конструктивно 1-ая Бора была задумана до боли просто - несущая рама с простыми по технологии производства пластмассовыми кузовными панелями и съемным тентом, также дугой безопасности (такую же функцию должна была нести и рамка лобового стекла). Агрегат, коробка, ходовая часть, органы управления, проводка - "жигулевские", при этом наибольшая унификация была прописана отдельным пт технического задания. Но разрушение большой русской страны поставил крест на заднеприводной Боре, как и на многих "перспективах" конца 80-х.

В мире существует несколько автомобилей с "ветреным"* заглавием Bora – к примеру, cедан Фольксваген Bora либо спортивный автомобиль Maserati Bora

Проект из долгого ящика

Но Боре все таки предначертано было родиться: весной одна тыща девятьсот девяносто два года в НТЦ ВАЗа под управлением Евгения Соколова начали заниматься проектом "21 Бора". Существует мировоззрение, что настолько необыкновенный проект появился не на пустом месте – мол, представитель некоей столичной конторы (называвшейся, по видимости, "Бора ЛТД") после посещения ряда латиноамериканских государств сообразил, что тамошним аграриям очень не хватает легкой утилитарной машины с полным приводом. Вроде бы то ни было, мысль чего-то подобного витала на Вуале еще в восьмидесятые годы. Ну и глобальная практика к тому времени издавна уже знала много схожих проектов, ставших мелкосерийными автомобилями – к примеру, Citroen Mehari, Рено четыре Plein Air, Austin Mini Moke...

Интересно, что подобные "пляжно-утилитарные" авто Euro-Star на базе заднеприводных ВАЗов строил германский партнер импортера "Дойче Лада" – компания Bohse Automobilbau GmbH.

Бора - не Фольксваген и не Maserati, а ВАЗ
Но фактически у всех аналогов, кроме поздних ситроеновских Mehari, было существенное отличие от будущей Боры, – они были "недоприводными", другими словами имели всего одну ведомую ось, в то время как базировавшаяся на "нивовских" агрегатах машина обладала обычным (и впечатляющим) арсеналом – неизменным полным приводом, блокировкой межосевого дифференциала и понижающими передачами.

Вэдовая модификация Citroёn Mehari. Отлично виден редуктор и полуоси задней ведущей оси

"Изюминка" автомобиля – сварной дюралевый каркас, с помощью которого Бора вышла относительно лёгкой (оснащенная масса на двести кг меньше, чем у ВАЗ-2121). Раму из стандартных дюралевых профилей АМГ-6М для Боры в январе одна тыща девятьсот девяносто четыре года делали не на Вуале, а на Самарском заводе "АВИАКОР". Для установки фронтальной подвески применили специально сделанный подрамник, а агрегат закрепили конкретно на раме. В марте был собран "ходовой эталон".

Забугорная карьера

Бора в качестве совместного творения компании ТОО "Бора ЛТД" и НТЦ ВАЗа была показана на выставке вкладывательных проектов СИТЕКС-94 в Лондоне. Уже в конце одна тыща девятьсот девяносто четыре года этот выставочный эталон выслали в г. Шарджа (ОАЭ), где в реальных критериях ближневосточной пустыни способности автомобиля были продемонстрированы возможным покупателей – дилерам и предпринимателям из ОАЭ, Саудовской Аравии, Кувейта, Египта и Пакистана.

Бора - не Фольксваген и не Maserati, а ВАЗ
Благодаря маленький оснащенной массе Бора показала лучшую проходимость по разным видам песка, в том числе вязкому и сыпучему.

Во время испытаний Боры в Эмиратах произошел смешной казус: наследственный царевич Махмуд Амери прямо с выставочного щита уехал в пески около Дубаи – лично проверить Бору в деле. Охрана царевича здесь же бросилась следом на Nissan Patrol – аккомпанировать его Величество во время испытаний Боры. Но именитый, но тяжкий японский джип мгновенно отстал, застряв фактически сразу. А вот царевич не застрял никогда и остался так доволен проверкой Боры, что здесь же возжелал сделать выпуск схожих автомобилей в собственных владениях.

Благодаря положительному финалу "тест-драйва" компания "Амири Моторс" выкупила первую Бору и начала вести переговоры относительно производства и сборки таких машин на местности ОАЭ. Как досадно бы это не звучало, те времена были сложными как для самого ВАЗа, так и для страны в целом, потому организовать поставку четыре 000-5 нуль машинокомплектов не представлялось вероятным.

Не плохое начало…

В последующем, 1995-м году на Авиакоре сварили 5 каркасов, пару из которых подвергли испытаниям на надежность и безопасность – а если поточнее, то на кручение и извив, также на крепкость заделки ремней безопасности. Любопытно, что математические расчеты прочности каркаса фактически на сто процентов совпали с плодами реальных испытаний.

В том же году была собрана 2-ая Бора – автомобиль с номером каркаса 000002. На нём устроили дорожные тесты, проверили удобство обслуживания и эргономичность.

Бора - не Фольксваген и не Maserati, а ВАЗ
Не считая того, по утвержденной программке была проведена оценка маневренности, проходимости, стойкости и плавности хода. Результаты испытаний в целом носили положительный нрав, но были выявлены отдельные конструктивные недочеты, которые, вобщем, не были фатальными и в процессе доводки были бы просто устранены.

…и плохой конец

Как досадно бы это не звучало, на этом история самой Боры завершается по обычный причине – последующие работы (тесты, доводка, подготовка и пуск производства) не были осуществлены вследствие отсутствия у заказчика достаточных денег. Перевоплощенная из СП "Имэкс-Квазар" компания "Бора ЛТД" должна была организовать в Сызрани на предприятии "Луч" создание Боры, но... новые хозяева "Луча" решили по другому, потому у "Боры ЛТД" просто не оказалось подходящих производственных мощностей.

Наследство Боры

После того, как с Борой не задалось, оставшиеся каркасы и комплектующие в рамках технической поддержки ВУЗов были переданы АВТОВАЗом в Тольяттинский Политехнический Институт. Силами студенческого научного конструкторского-технологического бюро "Парсен" был сотворен Сержант – экспериментальный автомобиль для военных, который конструктивно был близок к Боре. Сержант мог десантироваться с самолета на парашюте, преодолевать водные преграды глубиной до 0,7 метра и даже скрываться в маленьких укрытиях благодаря складывающейся дуге и тенту.

В планах разработчиков был выпуск партии из 6 автомобилей ДСЕ, но удалось сделать ровно половину ходовых образцов, а другие так и остались полуготовыми макетами. Как и Бора, Сержант имел дюралевый каркас (наследие!) и стеклопластиковые подвесные панели.

Бора - не Фольксваген и не Maserati, а ВАЗ
Любопытно, что на зарегистрированный в ГАИ Сержант установили не разрешенный регламентом движок, а барнаульский дизель ВАЗ-343 объемом 1,8 литра. Один из уцелевших Сержантов до сего времени принадлежит доценту кафедры "Термические движки" ТГУ Дзюбану А.М.

Сержанты должны были выпускаться тольяттинской компанией "Автодизайн" по заказу Министерства Обороны РФ, но в итоге полного отсутствия финансирования в непростые девяностые годы, работы по проекту, как и по Боре, были свернуты.

Главное, помните про то, что надо купить колеса в спб, которые не возбраняется избрать для лютых морозов, и это может быть будут качественные летние покрышки. Для лета рекомендуем купить шины в спб. Вероятно В том случае, когда вы захотите эксплуатировать шины на джипах, то купить легко шины номенклатуры Sport Utility Vehicle в магазине колес с лучшими ценами "Шинсервис". Безусловно, не забывайте про то, что надо купить колеса в спб, которые можно купить для пасмурной погоды, и это может быть будут фирменные всесезонные колеса. Для весны советуем купить колеса в спб. Возможно ежели вы захотите использовать покрышки на кроссоверах, то купить легко шины направления класса "внедорожников" в интернет магазине резины с лучшими ценами "Север авто".